Звук волшебной флейты

2021 01 22 0527 января исполнится 265 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. Композитор был парадоксальной личностью, сочетавшей фантастический талант и склонность к довольно примитивному, подчас грубоватому юмору. Он родился в австрийском городе Зальцбурге в 1756 году. Сочинять музыку начал в трехлетнем возрасте. К двенадцати годам мальчик объездил почти всю Европу как исполнитель и автор своих музыкальных композиций, в том числе трех опер. Большую часть жизни он провел в Вене, где общался с Гайдном и имел короткую встречу с молодым Бетховеном. В 1782 году женился на певице Констанции Вебер, а два года спустя вступил в масонскую ложу. Тиф, финансовые невзгоды и переутомление предопределили его раннюю кончину в возрасте 35 лет. Похоронен был как нищий. Легенда о том, что виновником его смерти был его соперник Антонио Сальери.

Не имеет под собой оснований. Несмотря на титул величайшего композитора, посмертная популярность Моцарта был несравненно больше, чем его влияние. Возможно, его музыка слишком самодостаточна и совершенна - трудно представить, что другие композиторы ей могли подражать или развивать на ее основе собственные музыкальные идеи. Его музыку называли божественной, чистой, совершенной, возвышенной. В его произведениях есть эмоциональная загадочность. Секрет их воздействия – скорее в красоте формы и уверенности стиля, чем в ясно осознанных, эмоциональных состояниях. И все же есть что-то темное, задумчивое в характере его музыки, какое-то волнение, скрытое под поверхностью элегантной формы. Симфония соль минор, «Дон-Жуан» и начало «Реквиема» дают примеры этой более сумрачной стороны его натуры, однако именно эти сочинения принадлежат к его наивысшим достижениям.

Слушать Моцарта несложно: его музыка говорит сама за себя, и многие признают, что он – один из величайших композиторов всех времен. Те же, кто находит недостатки у Моцарта, говорят о двух вещах: во-первых, что гений его преувеличен, а многие из его ранних сочинений вовсе не такие уж выдающиеся, и,во-вторых, что он редко, если обнажает свою душу так, как это делают Гайдн и Бетховен. В обоих утверждениях есть доля правды, но это ни в коей мере не умаляет гений Моцарта: просто это значит, что разборчивый слушатель возьмет у Моцарта гораздо больше того, кто считает все его творчество боговдохновенным. Некоторые из его фортепьянных произведений, например, не представляют особого интереса, равно как и длинные арии из ранних опер, но лучшие из его сочинений бесспорно являются непревзойденными. Самыми интересными можно назвать его более поздние произведения, здесь лучше всего начать с Симфоний №№ 39-41, Фортепианных концертов №№ 23-27, Квинтета для кларнета, Струнных квинтетов, Мессы до минор, «Реквиема» и четырех его великолепных опер - «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана», «Волшебной флейты» и «Милосердие Тита».

Приглашаем всех, кто любит слушать музыку Моцарта и интересуется его биографией в отдел искусств библиотеки!

 

Часы работы библиотеки

Понедельник - пятница:
с 9.00 до 17.00

Воскресенье:
с 9.00 до 16.00

Выходной: суббота и
праздничные нерабочие дни
Последний день месяца –
санитарный

Счётчики

Яндекс.Метрика