Луганская

Молодёжная библиотека

Подробнее

Луганская

Молодёжная библиотека

Подробнее

Луганская

Молодёжная библиотека

Подробнее

Луганская

Молодёжная библиотека

Подробнее

Луганская

Молодёжная библиотека

Подробнее

Луганская

Молодёжная библиотека

Подробнее

«Иду сказать людям…» к 150-летию со дня рождения А. Н. Скрябина

2022 01 05 01«Музыка Скрябина — это неудержимое глубоко человечное стремление к свободе,
к радости, к наслаждению жизнью»
 Б. В. Асафьев.

В его музыке Россия слышала свое настоящее, прозревала свое будущее. Его современникам казалось, что он ушел слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели. Жизнь его действительно коротка, но это жизнь гения, и тут обычные мерки не годятся.

Родился Александр Скрябин 6 января 1872 года в Москве. Это был тихий, ласковый, по-женственному мягкий ребенок, очень нервный и хрупкий. С грудного возраста он тянулся к звукам фортепиано. А в три года уже часами просиживал за инструментом. К роялю относился как к живому существу. Уже в пять лет Скрябин умел играть на фортепиано. Решив посвятить себя музыке, Скрябин с лета 1883 года начал систематические занятия и на фортепиано. Первые уроки композитор брал у Георгия Э Конюса. Далее Александр начинает заниматься у Николая Сергеевича Зверева, изучая игру на фортепиано и  параллельно у Сергея Ивановича Танеева теорию музыки. В январе 1888 года в возрасте 16 лет поступил в консерваторию. Под внимательным и опытным руководством Сафонова исполнительское дарование Скрябина стало быстро развиваться. Сафонов чрезвычайно ценил Скрябина и гордился им. Очень скоро Скрябин наряду с Рахманиновым обратил на себя внимание педагогов и товарищей. Оба они заняли положение консерваторских «звезд», подававших наибольшие надежды. К началу 1890-х годов относятся первые издания и исполнения фортепьянных пьес Александра Скрябина. В мае 1892 года  вместе с Рахманиновым Александр  заканчивают консерваторию. Имя Скрябина было занесено на мраморную доску, находящуюся при входе в Малый зал Московской консерватории, наряду с именами самых выдающихся воспитанников консерватории. В феврале 1894 года он впервые выступил в Петербурге как пианист-исполнитель собственных произведений. Здесь он познакомился с известным музыкальным деятелем М.Беляевым.

Дарование пианиста-композитора, никому еще в Петербурге неизвестного, было встречено музыкальным миром отнюдь не единодушно. Ц. Кюи, старейший член Могучей кучки, писал: «Слушая многие его произведения, можно, право, думать, что мы слушаем неизданные сочинения Шопена».

В числе тех, кто с самого начала оценил самобытность Скрябина, был Стасов, всегда чутко распознававший все подлинно творческое.

 «Как я был удивлен вчера вечером в концерте, увидав, сколько людей восстановлено против Скрябина!» - писал он Беляеву. Начиная с 1894 года, появляются лучшие скрябинские фортепианные произведения первого периода его творчества. Среди небольших произведений этих лет первое место занимают прелюдии. Рядом с прелюдиями ближайшее место по значению занимают этюды . Летом 1895 Александр выступает с концертами из своих сочинений в различных городах России. В начале 1898 года в Париже состоялся большой концерт из произведений Скрябина, в некотором отношении не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой. Из пяти отделений сам Скрябин играл в трех, в двух остальных — Вера Ивановна. Концерт прошел с огромным успехом. В 1900-х годах Скрябин создал ряд крупных фортепианных произведений, одними из которых были его сонаты.

Первую сонату Скрябин создал через год после окончания консерватории. Она занимает в его творчестве рубежное положение, знаменуя завершение периода созревания и переход к началу зрелости. Замысел сонаты носит трагедийный характер. Вторая соната носит подзаголовок «Соната-фантазия», указывающий на некоторые отступления от традиционной формы: в ней всего две части, причем Первая заканчивается не в основной тональности. Вторая соната пленяет сочетанием лирической мягкости и романтического порыва с элементами пейзажности.

Однако по глубине содержания она уступает Третьей сонате - вершине фортепианного творчества Скрябина 90-х годов. В конце 1890-х - начале 1900-х годов завершается процесс формирования идейно-художественных и философских взглядов композитора, сыгравших определенную роль в его творчестве. Их исходной точкой явилось убеждение Скрябина в способности искусства оказывать огромное нравственное воздействие на людей и таким образом объединять их.

Он верил в его преобразующую силу, он верил в творческую личность, способную создать новый, прекрасный мир.

"Иду сказать им, – писал он в эти годы, – чтобы они... ничего не ожидали от жизни, кроме того, что сами по себе могут создать... Иду сказать им, что горевать не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его".

Эти настроения, слившись с непоколебимой убежденностью Скрябина в великой, преобразующей жизнь силе искусства, привели его к замыслу, ставший для него отныне центральным делом его жизни, написание «Мистерии».

В 1910 году А.Н. Скрябин обосновался в Москве, близ Арбата.

Летом 1914 года вспыхнула Первая Мировая война. В этом историческом событии, Скрябин увидел прежде всего начало тех сдвигов, которые должны были приблизить «Мистерию». Война казалась ему лишь необходимым, но преходящим этапом к дальнейшим мировым катастрофам. «Войной это дело не ограничится,— говорил он,— после войны пойдут огромные перевороты, перевороты социального характера... восстанет Китай, Индия, проснется Африка...»

Все поздние произведения Скрябина: сонаты (№№ 7-10), фортепьянные поэмы («Маска», «Странность», «К пламени») связаны с идеями «Мистерии». Зима 1914/15 года прошла у Скрябина главным образом в напряженной работе над «Предварительным действием». Он увлеченно работал над текстом ее подготовительного варианта, играл друзьям фрагменты музыки. Скрябину казалось, что он сможет закончить «Предварительное действие» полностью уже к сезону 1915/16 года.

20 апреля 1915 года  у него появился карбункул на губе. Нарыв оказался злокачественным, вызвав общее заражение крови.

Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало.

Известие о кончине Скрябина произвело потрясающее впечатление на музыкальный мир. Многочисленные музыканты, представители музыкальных учреждений из различных городов России устремились к его гробу. Между бесчисленными венками, возложенными на могилу, выделялся венок, на ленте которого было написано: «Прометею, приобщившему нас к небесному огню и нас ради в нем смерть приявшему».

Музыка Александра Скрябина — замечательная страница «серебряного века» русской культуры.

 https://smotrim.ru/article/2657795

Наши контакты

г. Луганск
ул. Тараса Шевченко, 4

 
E-mail: [email protected] ,
[email protected]
 

Телефоны:

Сектор регистрации: +7(8572) 50-14-33
Абонемент: +7(8572) 55-18-46

Режим работы

Понедельник - пятница:
с 9.00 до 17.00

Воскресенье:
с 9.00 до 16.00

Выходной: суббота и
праздничные нерабочие дни
Последний день месяца –
санитарный

Счётчики

Яндекс.Метрика