- Просмотров: 128
«Космос на холсте запечатленный»
«За краем земных перевалов,
Вдоль млечной широкой реки,
У дальних вселенских причалов...»
Вот оно, и не единичное, поэтическое описание загадочной прекрасной, необъятной вселенной. Сколько веков прошло пока человеку удалось покорить космос.
А до этого было только созерцание ночного неба, научные космические открытия великими астрономами-учеными и вопросов больше чем ответов. Но сейчас в наше время все очень стремительно меняется.
Про техническую сторону космического прогресса, оказавшего на нас с вами, такое колоссальное влияние мы промолчим и упомянем лишь самые знаковые события.
Это и мобильники, тифон, беспроводные инструменты, цифровые датчики изображений, застежки липучки и молнии, колесо с гибкими элементами, геолокационные сервисы, фильтры для водопроводной воды, детекторы дыма, памперсы…. Перечислять можно долго.
Если просто писать на бумаге про все космические инновации, то не хватит бумажного листа и непременно устанет рука. Сегодня остановимся не на техническом − на космическом прогрессе. Продолжим нашу беседу по теме «Космос и холст». А почему бы и нет?
Апрель вошел в историю человечества как космический месяц. Да, именно в апреле космонавт Юрий Гагарин полетел впервые в мире покорять космические просторы. Идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных миров, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития. Про этапы это тоже объемная тема − её мы тоже сегодня обойдем. Остановимся на космических иллюстрациях. Ведь это первое что мы с вами увидели и узнали о космосе.
Кто с детства не зачитывался произведениями Герберта УЭЛЛСА и Эдгара Берроуза.
На страницах любимых книг мы и увидели первые иллюстрации космических пейзажей, инопланетных кораблей и жителей космических планет. С переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов.
Создание первых, фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах. На сегодняшний день полотна на космическую тематику посвящены будням космонавтов и астронавтов и видению технологий уже не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Космическая живопись дает возможность увидеть еще несозданное, поместить взгляд в точку, где не было фотокамеры, поэтому неудивительно, что тематика космоса достаточно хорошо представлена на полотнах художников-космистов. Вряд ли получится найти первого «космического художника», но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики Жюля Верна.
«С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» читали будущие пионеры космонавтики, и, запуская свои ракеты, они могли вспоминать картину эпического, пусть и не реалистичного, выстрела колумбиады.
Чесли Боунстелл − американский художник, дизайнер и иллюстратор. В интернете можно найти много статей о творчестве этого художника. Одна из них называется «Отец космического искусства». Понятно, что его работы влияли на будущих художников и иллюстраторов по всему миру.
Пейзаж Меркурия в представлении Челси Боунстелла. Горы покорно смотрят на Солнце, и ни одной тени не удастся спрятаться за их спинами!
Челси Боунстелл, "Аполлону" посвящается
Да. Так и есть…. Его работы действительно повлияли на научно-фантастическое изобразительное искусство и были источником вдохновения американской космической программы. Его иллюстрации появлялись в журналах начиная с середины 1940-х и использовались в книге «Покорение космоса» 1949 года, которую, зачитывали до дыр мальчишки, пораженные в самое сердце советским спутником.
Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические пейзажи своими глазами… Пол Калли например, стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов «Аполлона-11» перед стартом. Роберт Маккол писал не просто много космических картин, а еще и делал их неимоверно большого размера (как вам картина 44,5х14 метров?). А еще он рисовал концепты к "Космической Одиссее" Кубрика.
Масштаб картины наглядно, Маккол слева
Размер картин позволял разместить много объектов, создавая героический эпос, и рассматривать их лучше в полном размере.
"Дух NASA"
На сегодняшний день в космосе побывало много людей, и не удивительно, что появились художники-космонавты. Самым известным художником-космонавтом, безусловно, является Алексей Леонов. А его творческий дуэт с Андреем Соколовым стал классикой и столпом космической живописи.
При этом авторы не ограничивались реализмом, а писали еще и фантастические картины.
"Люди грядущей планеты", триптих
Вот что написал в своих мемуарах знаменитый космонавт: «Выходим из ночи в утро. Видно, как начинает быстро светлеть горизонт. Яркая красная полоса опоясывает всю Землю, затем переходит в оранжевую, оранжевая в голубую, голубая через синий полутон в фиолетовую, и затем уже простирается чёрное бархатное космическое небо.
Вот и солнце встаёт. Оно большое и необычно выглядит в своем красном кокошнике — солнечной короне. Несколько секунд, и корона растаяла. Солнце становится меньше и меньше, но зато ярче и ярче.»
А вот и картина, которая визуально передает описанное космонавтом выше.
Утро в космосе
В соавторстве с другим космическим художником, Андреем Соколовым, Алексей Леонов создавал не только летопись покорения космоса, но и отличные фантастические картины. Их особенность − научный, основательный подход, проработка деталей и светлый оптимизм.
Наверное, стоит попробовать хоть раз в жизни нарисовать картину. И поверьте тема космоса на вашем холсте (холст это конечно громко сказано) на листе бумаги будет не самым сложным рисунком. Давайте убедимся в этом, посмотрев видео, которое мы нашли на просторах интернета.
И так… Видео картина «Космос светится в темноте». Давайте посмотрим. Видео прилагается.