Молодёжная библиотека

«Космос на холсте запечатленный»

2022 04 11 01«За краем земных перевалов,
Вдоль млечной широкой реки,
У дальних вселенских причалов...»

Вот оно, и не единичное, поэтическое  описание   загадочной  прекрасной, необъятной вселенной.  Сколько веков прошло пока человеку удалось покорить космос.

А до этого было только   созерцание ночного неба, научные космические  открытия великими  астрономами-учеными и вопросов больше чем ответов. Но сейчас в наше время все очень стремительно меняется.

Про техническую сторону  космического прогресса, оказавшего на нас с вами, такое колоссальное влияние  мы промолчим и упомянем лишь самые знаковые события.

Это и  мобильники, тифон,  беспроводные инструменты, цифровые датчики изображений, застежки липучки и молнии,  колесо с гибкими элементами, геолокационные сервисы, фильтры для водопроводной воды, детекторы дыма,  памперсы….  Перечислять можно долго.

Если просто писать на бумаге про все космические инновации, то не хватит бумажного листа и непременно устанет рука. Сегодня остановимся не на техническом − на космическом прогрессе. Продолжим нашу беседу по теме «Космос и холст». А почему бы и нет?

Апрель вошел в историю человечества как  космический месяц.   Да, именно в апреле космонавт Юрий Гагарин полетел впервые в мире покорять космические просторы. Идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных миров, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития. Про этапы  это тоже объемная тема −  её мы тоже сегодня обойдем. Остановимся   на  космических иллюстрациях. Ведь это первое что мы с вами увидели и узнали о космосе.

Кто с детства не зачитывался произведениями Герберта УЭЛЛСА и Эдгара Берроуза.

2022 04 11 022022 04 11 03

На страницах любимых книг мы и увидели первые иллюстрации космических пейзажей, инопланетных кораблей и жителей космических планет. С  переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов.

2022 04 11 042022 04 11 05

Создание первых, фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах. На сегодняшний день  полотна на космическую тематику  посвящены  будням космонавтов и астронавтов и  видению технологий   уже не только сегодняшнего, но и  завтрашнего дня.

Космическая  живопись дает возможность увидеть  еще несозданное, поместить взгляд в точку, где  не было фотокамеры, поэтому неудивительно, что тематика космоса достаточно хорошо  представлена на полотнах художников-космистов. Вряд ли получится найти первого «космического художника», но у истоков этого жанра явно стояли иллюстраторы фантастики Жюля Верна.

2022 04 11 052022 04 11 05

«С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» читали будущие пионеры космонавтики, и, запуская свои ракеты, они могли вспоминать картину эпического, пусть и не реалистичного, выстрела колумбиады.

Чесли Боунстелл  − американский художник, дизайнер и иллюстратор. В интернете можно найти много статей о творчестве этого художника. Одна из них называется  «Отец космического искусства». Понятно, что  его работы влияли на будущих художников и иллюстраторов по всему миру.

2022 04 11 05

Пейзаж Меркурия в представлении Челси Боунстелла. Горы покорно смотрят на Солнце, и ни одной тени не удастся спрятаться за их спинами!

Челси Боунстелл, "Аполлону" посвящается

Да. Так и есть…. Его работы действительно  повлияли на научно-фантастическое изобразительное искусство и были источником вдохновения американской космической программы. Его иллюстрации появлялись в журналах начиная с середины 1940-х и использовались в книге «Покорение космоса» 1949 года, которую, зачитывали до дыр мальчишки, пораженные в самое сердце советским спутником.

2022 04 11 05

Затем пришла очередь художников, которые, кроме фантазий, видели космические  пейзажи своими глазами… Пол Калли например, стал единственным художником, приглашенным зафиксировать процесс облачения в скафандры астронавтов «Аполлона-11» перед стартом. Роберт Маккол писал не просто много космических картин, а еще и делал их   неимоверно большого размера (как вам картина 44,5х14 метров?). А еще он рисовал концепты к "Космической Одиссее" Кубрика.

Масштаб картины наглядно, Маккол слева

Размер картин позволял разместить много объектов, создавая героический эпос, и рассматривать их лучше в полном размере.

"Дух NASA"

На сегодняшний день в  космосе побывало много людей, и не удивительно, что появились художники-космонавты. Самым известным художником-космонавтом, безусловно, является Алексей Леонов. А его творческий дуэт с Андреем Соколовым  стал классикой и столпом космической живописи.

2022 04 11 05

При этом авторы не ограничивались реализмом, а писали еще и фантастические картины.

"Люди грядущей планеты", триптих

Вот что написал в своих мемуарах знаменитый космонавт: «Выходим из ночи в утро. Видно, как начинает быстро светлеть горизонт. Яркая красная полоса опоясывает всю Землю, затем переходит в оранжевую, оранжевая в голубую, голубая через синий полутон в фиолетовую, и затем уже простирается чёрное бархатное космическое небо.

Вот и солнце встаёт. Оно большое и необычно выглядит в своем красном кокошнике — солнечной короне. Несколько секунд, и корона растаяла. Солнце становится меньше и меньше, но зато ярче и ярче.»

А вот и картина, которая визуально передает  описанное космонавтом выше.

Утро в космосе

В соавторстве с другим космическим художником, Андреем Соколовым, Алексей Леонов создавал не только летопись покорения космоса, но и отличные фантастические картины. Их особенность − научный, основательный подход, проработка деталей и светлый оптимизм.

2022 04 11 052022 04 11 05

Наверное, стоит попробовать хоть раз в жизни нарисовать картину. И поверьте тема космоса на вашем холсте (холст это конечно громко сказано) на листе бумаги будет не самым сложным рисунком. Давайте убедимся в этом, посмотрев видео, которое мы нашли на просторах интернета.

И так… Видео картина  «Космос светится в  темноте».  Давайте посмотрим.  Видео прилагается.

Наши контакты